Ваша корзина пуста

Интервью с Александром Рябушенко

Наше третье по счёту интервью с яркими представителями мира велоспорта. В этот раз, сооснователь Borant, Алексей Борисевич, взял интервью у Александра Рябушенко - белорусского профессионального шоссейного велогонщика, выступающего за команду мирового тура «UAE Team Emirates», Чемпиона Европы 2016 года.

- Расскажи про своё начало пути в велоспорте. Почему ты выбрал именно этот вид спорта, с чего начинал?

- Мой отец занимался профессионально велоспортом. Он был в сборной СССР, ездил на олимпиаду. Мой отец –  последний Чемпион Советского Союза. С самого детства меня затянуло в спорт, и уже тогда я хотел заниматься велоспортом. Правда, сначала родители меня не отпускали, потому что знали, что это опасно и какой это стресс, но это было в возрасте 5-10 лет. Для велоспорта это просто рано, в отличие от других стран. Много где приходят в велоспорт в возрасте 6-ти-8-ми лет. В Италии, например, я знаю, что есть много разных категорий, и в некоторых уже в 6 лет начинаются велогонки. Маленькие, конечно, на 100 метров, но все равно. У меня много товарищей, которые я знаю, занимаются с 5-6 лет.

- Кто был твой первый тренер?

- Я начал заниматься у Шарапова, потому что они друзья с моим отцом и он, действительно, хороший тренер. Я рад, что это был именно он.

- Когда ты пришел в велоспорт, я так понимаю, что тебе было лет 10-11?

- Нет, пришел я в 12 лет.

- Когда ты почувствовал, что это именно тот спорт, которым ты хочешь заниматься, что тебя от него «прет»? Возможно, это было связано с первой победой?

- Мне все понравилось, можно сказать, почти сразу, даже без побед. До этого я занимался плаванием и футболом. Футбол у меня был с 7-ми до 8-ми лет. Там у меня все нормально получалось, но в итоге ушел мой тренер, а после него ушел и я. В 10 лет я пошел на плавание. У меня мама занималась плаванием, и я тоже решил попробовать для общего развития.

- У тебя очень хорошие гены. Отец велосипедист и мама пловец.

- Да. Моя мама Мастер спорта по плаванию. Потом, когда я попал в велоспорт, мне понравилась сама атмосфера: люди, команда. Когда я пришел к Шарапову, мне понравилось, что были люди разных возрастов и молодые, и более взрослые.

- Ты сейчас достаточно молод, тебе 22 года. После твоей победы на Чемпионате Европы о тебе сразу стали говорить, писать. За последние два года у тебя много что изменилось в жизни. Я имею ввиду, количество стартовых дней, пройденных гоночных километров и, конечно, результативность.

- Да, так и есть. Первые два года я был в Италии в команде поменьше. В Италии есть такой закон, который позволяет быть в команде только одному иностранцу. То есть на один состав – один иностранец. Чтобы была возможность взять двух и более, команду дробят на несколько составов. Мою команду зарегистрировали в Сан-Марино, и у нас было 6-7 иностранцев в команде, из-за чего мы ездили мало гонок, и я мог ездить только на интернациональные и национальные гонки.

- Сколько тебе было лет на тот момент?

- Мне было 18-19 лет. Это было относительно недавно. Первый и второй год в «андерах».

- Как ты считаешь, насколько сильно сыграл тот факт, что ты достаточно рано попал в иностранную команду?

- Я думаю, что это сыграло очень большую роль, потому что я раньше понял многие вещи. Тот же язык, например, когда его не знаешь, возникает очень много проблем. Ты можешь быть сильным и выигрывать многие гонки, но без хорошего знания языка, ты рискуешь попасть в некий вакуум. Особенно, если мы говорим про итальянцев. Для них очень важны связи, общение, взаимопонимание.

- То есть итальянским ты сейчас владеешь хорошо, верно?

- Да, буквально за первый год я его освоил и то, первое время было тяжело, потому что в моей команде было много иностранцев: 2 русских ребят и 3 поляка. Другое дело, когда попадаешь в ту команду, где только итальянцы. Там люди за 2-3 месяца начинают разговаривать на итальянском свободно.

- За последние 3 года у тебя сменилось несколько команд и прогресс за последний год, достаточно примечательный. Очень круто, что в таком молодом возрасте ты попал в профессиональную команду UAE Team Emirates. Как ты отметил, попадание в иностранную команду способствовало твоему ускоренному развитию и вывело тебя на другой уровень. В связи с этим, скажи, ты мог бы отметить, какие ключевые моменты были там или не было здесь, которые ты понял, что позволило тебе расти?

- На самом деле, тут всего хватало, я хорошо выступал в юниорах. Дело в том, что в андерах такой календарь, что очень тяжело подписаться в профессиональные команды, если ты будешь гонять только в Беларуси в национальных командах. Тем более в профессиональных командах очень много уделяют внимания участию в интернациональных гонках. Чтобы попасть в профессиональные команды, нужно выигрывать и показывать результат только на интернациональных гонках.

- Как ты считаешь, почему тебя пригласили в команду Emirates?

- Когда я прошлом году выиграл Чемпионат Европы, у меня уже были контакты с несколькими командами, среди которых была команда Bahrain, в которой сейчас выступает Константин Сивцов. Я думал, что после Чемпионата попаду туда. Получалось, что я должен бы был выступать в Bahrain с августа, но после мне пришло приглашение от Emirates и оно мне понравилось большое: условия, команда сама по себе серьезная и амбициозная. Такой пример, первый год у команды не было особо никаких задач, на следующий год ставилась задача попасть в топ 10 команд про-тур, а уже через год стоит цель попасть в 5-ку, а через 3 года в тройку лидеров. Скажу так, случайных людей во всем составе нет ни одного человека. Все очень-очень сильные гонщики.

- Наряду с этим, хочу выразить радость за тебя, круто, что ты попал в очень перспективную команду и, на мой взгляд, это примечательно, что подобных  случаев давно не было, чтобы наш «андер» попадал в про-команду.

- Например, Сивцов тоже после последнего года «андеров» подписался в про команду, еще перед тем как выиграл Чемпионат Мира. Просто сейчас такая тенденция, что многие гонщики не раскрываются в молодом возрасте, а старых уже никто не подписывает. Сейчас обычно подписывают «андеров», как раз, когда ребятам 20-21, а после уже очень тяжело попасть.

- То есть получается так, что если ты на таком начальном профессиональном уровне не успел зацепиться, то дальше уже будет намного тяжелее попасть?

- Да. Я думаю, что в этом возрасте переходит в профессиональные команды где-то 80%. Остальные остаются в другом дивизионе.

- Можешь ли ты назвать самую яркую, запоминающуюся для тебя победу?

- Наверное, это и будет победа на Чемпионате Европы. В ряду с ней для меня была важна победа в интернациональной  гонке «Джиро де Бельведера». Это очень знаменитая и крутая гонка, её можно сравнить с Чемпионатом мира. На ней стартовало 200 человек и все одни из самых лучших. Когда был второй год в «андерах», я в ней участвовал, и она мне очень понравилась и запомнилась, после чего я захотел выиграть её, что и вышло. Я был, действительно, очень рад. Это была моя вторая победа в этом сезоне, до этого я выиграл региональную велогонку.

- Когда ты выиграл чемпионский титул, можешь ли ты отметить, что произошли какие-то изменения? Поменялся ли ты, поменялось ли что-то вокруг тебя или отношение к тебе?

- Всегда была мечта выиграть Чемпионат Европы, получить именно титул. В велоспорте это очень важно, второе место никто не помнит. Такой уж вид спорта. Я не хотел и не хочу как-то меняться, у нас в велоспорте надо быть скромным, это очень ценится. Поменялось отношение в группе, появилось уважение.

- Стало ли из-за этого сложнее ездить в гонке?

- Сложнее не стало, просто поменялась тактика. Стресса стало больше, но я к этому нормально отношусь, появилось больше уверенности вместе с этим.

- Как ты считаешь, присутствует ли в велоспорте сегодня связь поколений? Насколько важна эта преемственность?

- Это одна из основных проблем в велоспорте. Дело в том, что в Европе становится мало профессиональных команд, из-за чего получается мало рабочих мест. Даже в Италии профессиональных команд  стало намного меньше, а значит меньше возможностей молодым гонщикам себя реализовать. Я считаю, что из-за этого такой кризис. Тоже самое у нас. Конечно, хорошо, что у нас есть тот же велоклуб «Минск». Есть команда, потому что гоняться, когда у тебя нет команды – это бессмысленно. Так бы уже многие завязали. 

- Как ты считаешь, имело бы смысл сделать еще одну команду более  младшей возрастной группы?

- Всегда есть смысл. Чес больше команд, тем больше конкуренция, тем больше гонщиков.

- Есть ли у профессиональных белорусских велосипедистов какая-то репутация? Есть ли какое-то о нас мнение?

-  Определенно, да. У нас репутация, что мы трудолюбивые, бойцы и скромные. А это, как раз то, что любят европейцы.

- Можно ли сказать, что европейцы не всегда четко понимают, кто мы? Гоняясь в какой-то команде не всегда можно справедливо оценить заслуги спортсмена?

- Да, так и есть.

- Как ты думаешь, как можно транслировать информацию о нас, о том, кто мы и что из себя представляем?

- Нужно, чтобы выступали на интернациональных гонках. У всех тренеров коммерческих команд есть свое видение. Все смотрят на европейский тур, так как он самый конкурентный.

- Заметил ли ты, поменялось ли лицо профессионального велоспорта в целом?

-  Я еще всего не знаю, но я вижу, будучи в «андерах», что с каждым годом растет уровень. Сейчас все выкладываются на все 100, контролируют питание, тренировки, восстановление. Все вышло на очень высокий уровень.

- Знаешь, я слышал тоже самое от одного деятеля футбола. Он тоже отметил, что сейчас практически у всех уровень стал достаточно высокий, и сам футбол, соответственно, тоже вышел на более высокий уровень. Скажи, можно ли сказать, что велоспорт вышел примерно на такой же уровень профессиональности, как и футбол?

- Я думаю, что он стал еще выше. В целом уровень стал такой высокий, что стало уделяться больше внимания различным мелочам.

- Есть ли у тебя какие-то ритуалы, обычаи, которыми ты пользуешься перед заездом?

- Нет, наверное. Я полностью сосредоточен перед гонкой.

- Как ты отдыхаешь после гонки? Как проводишь свободное от тренировок время, когда ты отрываешься от велоспорта?

- Редко выпадают такие случаи, когда ты можешь расслабиться. После каждой гонки, ты уже думаешь о следующей, и из-за этого процесса, отдыха практически нет. Когда есть возможность, я провожу время с друзьями. В Италии после гонки я приезжал в наш общий дом, а на следующее утром ехал на тренировку. Ты должен быть всегда дисциплинирован.

- Какие сейчас у тебя лежат перед тобой планы?

- В декабре мы едем в Сицилию на первый наш сбор. Там потренируемся, а потом у меня первый старт будет в конце января в Аргентине.

- Ты можешь характеризовать свою специализацию в велогонке?

- Сейчас я однодневщик, мне нравится классики и сложные гонки с тяжелым рельефом.

- С переходом в новую команду есть ли уже какие-нибудь планы у тренеров на тебя? Или они будут способствовать твоему развитию в этом направлении?

- Они будут способствовать моему развитию в эту сторону. У меня уже даже интересовались, какую гонку я хочу проехать, и я сразу сказал, что хочу попробовать себя в известных классиках!

 
Достижения Александра за весь период его деятельности:

2013
1-й — этап 3 Giro di Basilicata
4-й - Le Trophée Centre Morbihan — ГК (юниоры)
1-й Jersey polkadot.svg — ГрК
3-й - Trofeo Buffoni

2014
3-й - Чемпионат Беларуси — индивидуальная гонка (U-23)
7-й - Gran Premio Industria e Commercio di Prato
9-й - Кубок Москвы

2015
2-й - Чемпионат Беларуси — групповая гонка (U-23)

2016
1-й EuropeanChampionJersey(2016).png -Чемпион Европы в групповой гонке (U-23)
3-й - GP Capodarco
4-й - Gran Premio di Poggiana
4-й - Чемпионат Беларуси — групповая гонка
7-й - Ruota d'Oro

2017
1-й - Piccolo Giro di Lombardia (U-23)
1-й - Giro del Belvedere (U-23)
1-й - этап 2 Girobio (U-23)
1-й - этап 1 Toscana-Terra di Ciclismo (U-23)
2-й - Trofeo Alcide Degasperi
3-й - Trofeo PIVA (U-23)
3-й - Trofeo Edil C
3-й - Gran Premio della Liberazione
3-й - Чемпионат Беларуси — групповая гонка
10-й - Gran Premio di Poggiana (U-23)

Все новости →